+7 926 460 46 58
Пн-Пт: 11.00 - 20.00
Сб: 12.00 - 20.00
Вс: выходной

Топ-10 странных картин, которые могут даже испугать

Экспрессионизм – направление живописи. Кто-то считает его шедевральным, кто-то – безумным. Многие художники, подарившие миру известные странные картины, относились к этому направлению. Их полотна вызывают смешанные, часто тревожные чувства, заставляя изучать мельчайшие детали в попытке понять мысль авторов. Предлагаем познакомиться с десятком произведений, от которых по коже бегут мурашки.

Содержание статьи:

«Крик» Эдварда Мунка: страх и беззащитность
«Апофеоз войны» Верещагина: песня смерти
«Герника» Пабло Пикассо: насилие в чистом виде
«Демон сидящий» Врубеля: думы, размышления
«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка: поразительное сходство
«Американская готика» Гранта Вуда: опустошенность в деталях
«Три возраста женщины» Густава Климта: противоречивые эмоции
«Влюбленные» Рене Магритта: слепота истинных чувств
«Семья» Эгона Шиле: воплощенная душевная боль
«Номер 5» Джексона Поллока: каждый видит, что хочет

«Крик» Эдварда Мунка: страх и беззащитность

Картина Мунка «Крик» (масло, 1893) знакома большинству людей. На полотне в характерной экспрессионистской манере изображена фигура человека, широко открывшего рот и зажавшего голову руками. Вокруг героя – враждебный, пугающий мир. Небо горит пламенем, море штормит волнами. Все закручено, даже сам герой.

Идея картины передает беспомощность человека перед внешним миром, вызывая странные ощущения растерянности вперемешку с испугом. Тяжелое, гнетущее произведение. Недаром ходит легенда: автор создавал полотно, страдая маниакально-депрессивным психозом. Существует четыре версии «Крика».

«Апофеоз войны» Верещагина: песня смерти

Среди самых странных картин художников, вызывающих чувство обреченности, «Апофеоз войны» (1871, масло) – наиболее пронзительная. Посыл, вложенный Верещагиным, понятен без слов. Войны несут смерть, складывая горы черепов. Каждый – чья-то история, боль, трагедия, которую не суждено узнать. Тысячи людей гибнут в войнах, не проживая жизнь полностью. И только черные вороны, кружась вокруг, слышат тайные стоны. Полотно ясно передает негативное отношение, испытываемое художником к баталиям.

«Герника» Пабло Пикассо: насилие в чистом виде

Еще одна очень странная картина пера знаменитого Пикассо (масло, 1937). Глядя на полотно, испытываешь нарастающий ужас, отвращение. Картина показывает сцены страданий, боли, смерти. Никаких конкретных причин зверств Пикассо не передал – оттого закрадывается ощущение непонимания. Мрачная, безысходная работа.

У картины есть реальная основа. Автор изобразил зверства фашистов, захвативших испанский город Гернику. Результатом карательного налета стала страшная гибель населения. Когда в 1940 году гестапо, указывая на фреску, спросило Пикассо: «Это сделали вы?», художник спокойно ответил «Нет, это сделали вы».

«Демон сидящий» Врубеля: думы, размышления

В 1890 году Врубель, русский художник, работавший в разных направлениях живописи, явил публике холст «Демон сидящий» (масло). Изображение молодого темного существа, печально-задумчиво оглядывающего мир, впечатляет до сих пор. Образ полон лиричности, некого романтизма. Картина не отталкивает, а вызывает удивление. Действительно, вовсе не так люди представляют себе силы зла!

«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка: поразительное сходство

Картина, любимая россиянами. Ян ван Эйк, создавая изображение супругов Арнольфини в 1434 году (масло), написал мужчину, невероятно похожего на В.В. Путина. Но не только этим удивляет старинное полотно. Если говорить о картинах, наполненных аллегориями, описываемая станет одной из знаменитейших. Шедевр скрывает десятки сигналов, отсылок, намеков, вызывая чувство восхищения.

Автор реально гостил у Арнольфини, написав портреты мужчины и женщины с натуры. Документальная достоверность картины подчеркнута характерной надписью: «Ян ван Эйк был здесь».

«Американская готика» Гранта Вуда: опустошенность в деталях

Грант Вуд написал «Американскую готику» (1930, масло), наполнив полотно тонкими деталями. Вопреки ожиданиям, как таковой готики тут нет. Автор изобразил двух американских фермеров – отца и дочку. Между ними стоят вилы, напоминающие шпили остроконечных готических замков, как и дом на заднем плане. Картина наполнена суровыми намеками. Внимательный зритель увидит недоброжелательность героев, а повторение вил на одежде фермера вызовет чувство тревоги, угрозы.

«Три возраста женщины» Густава Климта: противоречивые эмоции

Работа Густава Климта (1905, масло) заставит задуматься. Художник изобразил женщину одновременно в трех жизненных состояниях. Сначала героиня предстает беззаботным ребенком, потом умиротворенной матерью и, наконец, отчаявшейся старухой. Полотно пронзительно кричит, передавая авторское послание. Эффект настолько силен, что сюжет долго не отпускает. Знатоки считают, тут главную роль играет контраст, строящий композицию: молодая женщина, полная сил и надежд, изображена стилизованно. Старая, обретшая постоянство, выполнена реалистично.

«Влюбленные» Рене Магритта: слепота истинных чувств

Работа Рене Магритта «Влюбленные», также называемая «Любовники» (1928, масло) – самая необычная из странных картин мира. Завесив героям лица простынями, автор намекнул на слепоту истинной любви. У нее нет зрения, слуха, даже осязание искажено. Полотно завораживает зрителя, вызывает внутреннюю тревогу, восхищение. Пожалуй, это самая точная и известная художественная аллегория страстных отношений.

Картина существует в двух авторских вариациях. На первой влюбленные сливаются в поцелуе, замотав головы полотнами. На второй – открыв лица, пристально изучают наблюдателя.

«Семья» Эгона Шиле: воплощенная душевная боль

Трагичный смысл картины Шиле «Семья» (1918, масло) откроется, если знать биографию автора. Полотно – стилизованный автопортрет художника вместе с женой, ребенком. Лица героев грустны, отрешены. Беременная супруга Шиле умерла, заболев испанкой, так и не родив малыша. Двадцативосьмилетний ученик Климта терзался, желая быть с семьей. Оттого картина символична, пропитана обреченностью. Она стала последней в творчестве талантливого экспрессиониста.

«Номер 5» Джексона Поллока: каждый видит, что хочет

Творение Поллока «Номер 5» – ярчайший представитель экспрессионизма. По признаниям художника, работа – результат стремления полностью уйти от традиций живописи. В мельтешении разноцветных черточек, завихрений, клякс зритель видит то, что ему подсказывает подсознание. Недаром у картины нет вразумительного названия. Несмотря на спорность содержания, «Номер 5» продали на аукционе 2006 года за $140 млн.

Странные мировые полотна живописи наполнены скрытыми смыслами. Такие картины будоражат дух, играют эмоциями. В них любители искусства видят что-то сугубо свое, личное. И это – прекрасно!